С 1 по 3 марта Аккредитационный центр Ассоциации инженерного образования России (АЦ АИОР) провёл в Тольяттинском государственном университете профессионально-общественную аккредитацию 5 магистерских программ вуза на предмет их соответствия международным критериям и требованиям, предъявляемым к качеству подготовки инженеров в странах Евросоюза и ряде других стран. Экспертная комиссия будет рекомендовать АЦ АИОР аккредитовать данные программы на максимальный срок – 5 лет. Выпускники градообразующего вуза Тольятти, успешно освоившие аккредитованную программу, в свою очередь получат сертификат, дающий им право на дальнейшее получение международного престижного статуса «Профессиональный инженер» и определенную гарантию финансового благополучия.
Профессионально-общественная аккредитация АИОР – это международный знак качества образовательных программ, успешное её прохождение является свидетельством признания соответствия программ высоким стандартам мирового образовательного пространства.
Путёвка в мир
Россия в лице АИОР в 2006 году была принята в международный альянс ENAEE (European Network for Accreditation of Engineering Education) и получила право присваивать международный знак качества (EUR-ACE label) аккредитованным программам. Это значит, что система оценки качества инженерных образовательных программ, реализуемых в России, признана в 14 странах Европейского союза, таких как Великобритания, Германия, Ирландия, Португалия, Турция, Франция и др. После принятия АИОР в Международный инженерный альянс (International Engineering Alliance) в качестве полноправного члена Washington Accord (Вашингтонское соглашение) инженерные образовательные программы, аккредитованные АИОР, признаются в таких странах как США, Канада, Великобритания, Япония, Корея, Сингапур, Ирландия, Австралия, Южная Африка и др.
Большинство нормативных актов этих государств закрепляют статус профессионального инженера, что дает право на профессиональную инженерную деятельность. Претендент на этот статус должен соответствовать целому ряду требований. В том числе высшее инженерное образование по аккредитованной программе, успешный опыт работы от четырех до семи лет под руководством обладателя статуса профессионального инженера, портфолио проектов и т.д. Таким образом обеспечивается двухступенчатая система гарантий качества подготовки специалистов в области техники и технологий, где первая ступень – общественно-профессиональная аккредитация инженерных программ. Такой аккредитующей структурой в России является АИОР. Вторая ступень – сертификация и регистрация профессиональных инженеров независимыми неправительственными общественно-профессиональными организациями.
Важно подчеркнуть, что окончание вуза как такового и даже по инженерной специальности не является основанием для получения статуса «Профессиональный инженер». Программа обучения должна быть обязательно аккредитована общественно-профессиональным сообществом, в противном случае не обеспечивается первой же ступени к получению статуса «Профессиональный инженер» в международном понимании. По словам экспертов, прибывших в ТГУ, осознание возможностей, которые дает прохождение обучения по аккредитованным программам, сейчас все больше приходит к российским студентам. В АИОР поступают звонки от студентов, в том числе крупных московских вузов, которые с сожалением обнаруживают, что их обучение там не дает таких возможностей, как в тех учебных заведениях, где программы аккредитованы в АИОР. Важная деталь – получение статуса «Профессиональнй инженер» приводит к увеличению заработной платы в разы, а также дает возможность на осуществление самостоятельной деятельности.
Все эти возможности вместе с сертификатом получат и студенты ТГУ, прошедшие обучение по заявленным на аккредитацию АИОР программам в случае принятия Аккредитационным центром положительного решения. Университет получит два сертификата: сертификат АИОР и сертификат со знаком качества EUR-ACE label от международного альянса ENAEE (European Network for Accreditation of Engineering Education).
В ходе рабочего визита в Тольяттинский госуниверситет экспертная комиссия АЦ АИОР в составе шести человек, помимо проведения аудита образовательных программ ТГУ, встретилась со студентами, выпускниками и преподавателями вуза, посетила научные и учебные лаборатории ТГУ, которые обеспечивают учебный процесс по проверяемым программам. Также эксперты АЦ АИОР встретились с администрацией двух базовых предприятий города — работодателей для выпускников Тольяттинского госуниверситета — ОАО «АВТОВАЗ» и филиала ПАО «РусГидро» — «Жигулёвская ГЭС». В 2015 году участниками добровольной аккредитации, проводимой АЦ АИОР, стали около 40 российских вузов. Кроме ТГУ в губернии аккредитацией своих образовательных программ в АИОР занимается еще и Самарский государственный аэрокосмический университет.
– В 2009 году прошла первая аккредитация трёх наших программ АЦ АИОР. Тогда она не дала студентам ТГУ тех преференций, которые она может давать сейчас. Выпускники пяти магистерских программ ТГУ, которые возможно будут аккредитованы, встанут на один уровень с выпускниками ряда известных западных вузов. Для нас эта аккредитация станет настоящим знаком качества, – пояснил ректор ТГУ Михаил Криштал.
Оценили по достоинству
После завершения процедуры аудита 3 марта председатель экспертной комиссии АЦ АИОР, канд. техн. наук, начальник отдела образовательных технологий Уфимского государственного авиационного технического университета Алексей Никин объяснил ректору ТГУ дальнейшие шаги со стороны АЦ АИОР в вопросе возможной аккредитации образовательной программы. В качестве дополнительной информации председатель экспертной комиссии представил Михаилу Кришталу перечень достоинств и недостатков образовательной и научной деятельности Тольяттинского госуниверситета, выявленных экспертами. В частности, гости отметили, что профессорско-преподавательский состав вуза обладает не только высокой квалификацией, но и умением «зажигать» в молодых людях интерес к инженерной деятельности. Студенты и выпускники ТГУ на свободном английском языке могут рассказать о своей образовательной программе, о впечатлениях об учёбе в университете, ведут грамотный диалог с использованием специфических терминов. Высочайшей оценки экспертов удостоились уникальные результаты, в кратчайшие сроки достигнутые нашими студентами в рамках участия в международном проекте Formula Student. По мнению Алексея Никина, «это тот проект, который позволит на будущий год получить настоящий, полноценный и комплексный проект в рамках выполнения выпускных квалификационных работ». По достоинству эксперты оценили и те условия, которые предоставляются студентам ТГУ очной формы обучения для совмещения учёбы с работой. Речь идёт о свободном предоставлении в Тольяттинском госуниверситете индивидуальных графиков обучения тем студентам, которые работают по специальности. Отдельное признание со стороны экспертов заслужила система трудоустройства выпускников, разработанная и реализуемая в ТГУ.
– Впервые и только у вас я увидел интересное и уникальное информационное обеспечение системы трудоустройства. Вы можете гордиться этим, а другим вузам я бы порекомендовал перенять вашу разработку, – поделился своими впечатлениями
Алексей Никин. (Напомним, в 2015 году Центр организации практик и содействия трудоустройству ТГУ вошёл в число лучших подобных вузовских центров России: в рейтинге из 256 вузов, которые распределены по 72 позициям, ТГУ занял 11 позицию, а в разрезе Самарской губернии работа со студентами и выпускниками и сотрудничество с работодателями в Тольяттинском госуниверситете, как показал рейтинг, является лучшей.)
В качестве недостатков, присущих, впрочем, большинству проверяемых вузов, эксперты отметили неразвитую систему академической мобильности по трём из пяти представленных программ; отсутствие в вузе системы мониторинга сертификаций и квалификаций выпускников, обусловленное отсутствием такой системы в стране в целом. По словам Алексея Никина, одним из важных аспектов, заслуживших признание экспертов, стал тот факт, что в ТГУ в целом и среди студентов в частности очень сильна научно-исследовательская составляющая. Тем не менее, председатель комиссии подчеркнул также необходимость усиления внимания к проектной деятельности:
– В своих выпускных квалификационных работах студенты также должны демонстрировать свое умение составлять конструкторскую и технологическую документацию. Магистр – это, все-таки, в значительной степени проектировщик, а уже потом специалист в области научно-исследовательской и научно-педагогической деятельности. Немаловажно и то, что сегодня работодатели также ждут именно проектировщиков, – добавил председатель экспертной комиссии.
Михаил Криштал согласился с этими и другими замечаниями и предложениями комиссии и по итогам встречи подписал протокол о проведении в стенах Тольяттинского госуниверситета аудита образовательных программ. При этом комиссия в целом отметила высокий уровень реализуемых в ТГУ образовательных программ, представленных на аккредитацию, и подчеркнула, что будет рекомендовать АИ АИОР аккредитовать их на максимально возможный срок – 5 лет. Решение Аккредитационного центра станет известно меньше чем через месяц.
Образовательные программы ТГУ, представленные вузом для проверки экспертной комиссией АЦ АИОР
- (22.04.01) «Материаловедение и технологии материалов», программа подготовки магистров «Сварка и пайка новых металлических и неметаллических неорганических материалов»
- (22.04.01) «Материаловедение и технологии материалов», программа подготовки магистров «Материаловедение и технологии наноматериалов и покрытий»
- (20.04.01) «Техносферная безопасность», программа подготовки магистров «Системы управления производственной, промышленной и экологической безопасностью»
- (15.04.05) «Конструкторско-технологическое обеспечение машиностроительных производств», программа подготовки магистров «Технология автоматизированного машиностроения»
- (13.04.02) «Электроэнергетика и электротехника», программа подготовки магистров «Режимы работы электрических источников питания, подстанций, сетей и систем»
Состав экспертной комиссии
- Никин Алексей Дмитриевич – председатель комиссии, канд. техн. наук, начальник отдела образовательных технологий Уфимского государственного авиационного технического университета
- Ларионов Николай Михайлович – канд. техн. наук, профессор, заведующий кафедрой промышленной экологии Национального исследовательского университета «МИЭТ»
- Бибик Владислав Леонидович – канд. техн. наук, доцент, заместитель директора по учебной работе Юргинского технологического института (филиал) ТПУ
- Соловьёв Виталий Анатольевич – канд. техн. наук, доцент, директор центра профориентационной работы и довузовской подготовки, ответственный секретарь приемной комиссии Пензенского государственного университета
- Котельников Александр Евгеньевич – канд. физ.-мат. наук, заведующий лабораторией геохимических поисков и методов прогноза полезных ископаемых Российского университета дружбы народов
- Смирнова Александра Владимировна – представитель Аккредитационного центра «Ассоциация инженерного образования в России»